Главная » Статьи » Сото-деси » О Школе

Рю-Школа (продолжение)

  Процессы глобализации затронули и школы, и даже целые направления боевых искусств. Школы, без собственной философии и оригинальной техники, поддаются соблазну перенять какие-то техники и тактические элементы из других школ, которые раскрывают свои «секреты», в погоне за популярностью. Многие школы, из традиционных, превращаются в спортивные. Техники в таких направлениях, стали универсальными и отличаются только разными названиями на разных языках, например фронткик или майгери. Техники Европы и Азии, южной и северной Америки, Китая и Японии, всё больше смахивают друг на друга. Лица таких школ, размыты и для боевого искусства не представляют ценности. На это обычно возражают, что у человека всего две ноги и две руки, поэтому разнообразия эффективных боевых действий не много. В самом деле, удар ногой вперёд, есть во всех школах, но разница в нюансах его выполнения, огромна! И методы разучивания и тренировки могут быть совершенно разными. Хотя многие из этих школ, воспитывают сильных бойцов в спортивных дисциплинах, и это то же нужно делать. Традиционные же школы на востоке, напротив, продолжают тренировать свою, оригинальную технику, переданную им поколениями сэнсэев, и скрупулезно, без изменений передают не только технику, но и методы физической и духовной тренировки, не обращая внимания на спорт и коммерцию. В России, все как всегда не так как на западе, где боевые искусства, воспринимаются поверхностно и только как спорт или шоу, и не как на востоке. Есть мнение, что русский человек вообще не способен, что-то изучать, не изменяя это, тут же. Возможно, это хорошо, для нахождения каких-то новых идей, или даже для развития мирных искусств. Но для реализации этих идей, и развития боевых искусств, а так же, для возникновения настоящих школ и устойчивого их существования, это не допустимо.
     Большинство людей не представляют важность самой школы, как среды, формирующей боевые навыки у человека. Не Учитель (пусть даже с самой большой буквы), а сама школа, учит бойцов. И учитель в этой среде, такой же ученик, как и все. Можно попробовать объяснить это на примере воспитания бойцовых рыбок. В скобках скажу, что воспитание бойцовых собак и петухов, рыбок и даже кузнечиков, на востоке, давало много размышлений для подготовки и бойцов людей. Когда в один большой аквариум помещаешь двадцать, тридцать рыбок, то через очень не продолжительное время, среди рыбок начинаются постоянные драки. С начало не понятно кто сильнее, но рано или поздно в аквариуме воцаряется иерархия и относительно мирное время. На верху (это и в прямом смысле), появляется один сильный самец, который господствует над всеми. Он первый подплывает к кормушке и ест столько, сколько в него влезет. У него лучшие места в аквариуме (рядом с обогревателем), и когда он плывёт, все уступают ему дорогу. Очень быстро, он становится крупнее всех и значительно сильнее. В расцвете своих сил, он очень красив. Большие переливающиеся плавники, яркие поджабры. Яркие цвета, величие, покой и уверенность. Чуть ниже, по иерархии, находятся два, три (иногда больше) самца, одинаковой силы. Они уступают только главному. Между собой постоянно дерутся с переменным успехом, но победы их относительны, так как не дают полноту власти над аквариумом. Их вид, совсем не такой как у главного. Они блёклые и с оборванными плавниками, но достаточно большие и сильные.  Оставшиеся рыбки обычно стремительно уступают им дорогу, иначе будет дана трёпка их плавникам. Все остальные рыбки, вообще выглядят не приметно. Тощие, серые, с маленькими плавниками. Если аквариум по настоящему большой, то в иерархии аквариума могут образоваться ещё несколько ярусов таких же активных рыбок уступающих старшим и не уступающим младшим. На самом низу (это тоже в буквальном смысле слова, так как им приходится скрываться, где ни будь у дна, в каких ни будь укрытиях, которых не много, и это сделано специально), находятся  остальные рыбки, которые ни с кем не дерутся и при встрече убегают от всех. Через какое то время, реального боевого опыта у второго яруса оказывается даже больше чем у главного, но набрать силу и свергнуть его ни кто из них не может. Кого берут на поединки? Конечно же, главного, он один из всего аквариума будет драться до конца, второй ярус хоть и достаточно сильный, всё-таки, привык уступать и под настоящим напором уступит противнику. Но если проделать такой эксперимент, отсадить главного в другой аквариум в одиночество, там его хорошо кормить и тренировать, в нашем аквариуме среди второго яруса (все остальные ведут себя, так же как и раньше) начинается бурная борьба за первенство. Через какое то время найдётся тот, кто займёт место главного и начнет так же быстро набирать размеры и силу. Выждав время, для того, что бы новый главный, окреп на новом месте, запускаем старого главаря. И вот бой, который идёт между ними, чаще всего идёт до смерти кого-то из них. Место не позволяет описать, на сколько это красиво! Между ними были бои, но они не заканчивались смертью, так как кто-то уступал, но произошёл какой-то перелом в их сознании, который уже не позволяет уступить не кому, пусть даже ценой своей жизни. Конечно, ненужно напрямую переносить отношения между рыбками и отношения между людьми (насколько человек сложнее рыбки, настолько же и отношения между людьми сложнее, чем отношения между рыбами), но некоторые параллели осуществить можно. Если сравнить школу с аквариумом, то понятно что, ниже второго, третьего яруса в школе просто нет, так как нет стекла, которое преграждает разбежаться всем более слабым. В настоящей школе так и происходит. Как бы не пытался человек себя заставить заниматься, но если он начал бояться, сначала небольшие пропуски тренировок, затем побольше… и всё. «Стеклом», препятствующим молодому бойцу убежать из школы, является его воля и целеустремлённость. Главным, то есть самым сильным бойцом, в традиционной школе должен быть, конечно, Главный Наставник. Но в человеческом обществе, он может иметь самый высокий авторитет и не обладая самой большой физической силой. Так как, знания, и опыт которыми он обладает и делится со своими учениками, не имеет ни кто другой в школе. Но в традиционных школах, где всё не формально, чаще всего глава школы обладает и самой большой силой (под силой, имеется эффективность в бою). А основатель школы - всегда. В традиционных школах, издревле, все отношения между членами школы определены этикетом. Но если он не участвует в тренировочных боях, то и не оказывает психологического давления на учеников, и значит, это место занимает самый сильный на этот момент, боец в школе, принимающий участие в боях. У него нет никого в школе кто бы его «стрессовал», а он давит старших, те младших, и так далее. В такой ситуации Наставник, не принимающий участие в боях, становиться только наблюдателем и руководителем тренировочного процесса. В настоящей школе боевого мастерства, поддерживается этот естественный закон силы, и потерять его, это значит потерять боевой дух в школе. Но конечно он регулируется наставниками, так как закон силы, должен исходить из закона справедливости, а не быть сам по себе. В человеческой школе, старшие, должны помогать самым слабым и не забивать их, как в животном мире. Но это во многом зависит и от самих младших, от их поведения и отношения к более сильным. Нельзя иметь поведение жертвы, двигаться по стенкам и углам и не выходить на контакт со старшими. В среде школы, трудно существовать сравнительно долго, если ты слабый. Или ты становишься сильным, или уходишь. В зависимости от таланта к боевому искусству, срок «новичка» может длиться от одного года до нескольких лет, если конечно считать только тех, кто, в конце концов, переберётся в сэмпаи (старшие ученики), а затем и выше. Сроки старших, значительно больше, но тоже не безграничны. Быть самым сильным долго, довольно утомительно. Но сверхзадача, у настоящего последователя боевого искусства (БуДо), это достичь такой духовной силы, которая позволит не уступать в бою, ни кому, до самой смерти. У новичка, можно спросить, видишь ты себя старшим (сэмпаем), в этой школе, мастером? Сколько сил и времени ты готов на это потратить, что бы добиться этого?
     В древнем Китае, возник термин, «внешние и внутренние школы», который обозначал, возникла школа в самом Китае, то есть была Даоского направления, или пришла снаружи из Индии. Но термин оказался удачным, так как внутренние школы, в своей подготовке больше стремились работать с внутренними энергиями (Цигун) и меньше развивать внешнюю силу. Во внешних же школах, то есть Дзэнбудисткого направления, в основном тренировали внешнюю силу и только в какой-то степени внутренние техники. По этому, этот термин перекочевал и в другие страны, где по идее все эти школы фактически являлись внешними. Так же внешние и внутренние школы по-разному смотрели на активность своих адептов во внешней жизни и обществе. Всё это было связано с философией этих направлений. Наша школа по всем признакам, внешняя школа, со всеми вытекающими из этого следствиями.
     Конечно, начинают заниматься боевыми искусствами по разным причинам, преследуя разные цели. После тридцати лет занятий и преподавания, я точно знаю, что максимального уровня в боевых искусствах добивается тот, кто стремится к настоящему мастерству и духовной силе, кому интересно и нравится заниматься, и кто стремится не к одной цели, а одновременно держит в голове много разных.
     ДоТанКай каратэ до, Будо Адзари-рю это закрытая, традиционная школа контактного каратэ. ДоТанКай каратэ до – это, Общество Ищущих Путь по пути каратэ. Общество –  это большое количество людей, внешних учеников и просто единомышленников, занимающихся по упрощённым программам нашей школы. Их уровень ограничивается жёлтым поясом. Будо – путь боевых искусств, Адзари-рю –  направление мастера Адзари.
     Закрытая – это значит самодостаточная. Для повышения уровня в боевом искусстве требуются всё большие по сложности бои. Сложность обычно понимается как более сильный противник. Сильный, и по силе, и по мастерству. Система соревнований, которую используют в большинстве школ и просто в европейском спорте, для повышения уровня бойцов, имеет несколько недостатков. Во-первых, при маленьком количестве членов школы соревнования становятся формальными, заранее ясно кто будет победителем. И серьёзным испытанием это нельзя назвать и для побеждённых, и для победителя. Поэтому маленькая школа вынуждена для повышения своего уровня, участвовать в соревнованиях с другими школами и даже не по своим, а по чужим правилам. Во-вторых, соревновательная система затрагивает подготовку только лучших бойцов. Не одарённые и даже средние по способностям люди, отсеиваются соревнованиями и не участвуют в повышении своего уровня. Очень часто видишь, как из года в год, одни и те же лица, по очереди, становятся чемпионами, изредка добавляя какое то новое лицо. В соревновательной системе внутри одной школы, практически нет серьёзной мотивации для занятий, у большинства учеников и даже у тех, кто претендует на первое место, тоже, она не слишком большая. В-третьих, в соревновательной системе, что делать Чемпиону? В большинстве случаев боец успокаивается, ведь он уже самый сильный и перестаёт заниматься. В системе испытаний, в отличии от соревновательной системы, этих недостатков нет. У каждого ученика есть своя победа, на тот период подготовки, на котором он сейчас находится. И у того, кто достаточно слаб, чтобы соревноваться со старшими, и у того, кто сильнее всех, всегда есть впереди испытание, которое он выполнить не может или ещё не выполнял. Именно поэтому в системе испытаний уровень можно повышать значительно дольше и больше чем в соревновательной системе подготовки бойцов. Если устранить тщеславные мотивы и другие мотивы, далёкие от боевых искусств, стремление к силе и смелости, как главные мотивации у бойцов проявляются одинаково в обеих системах. В кёкусинкае, например Хякунин кумитэ, было популярно, пока не было чемпионатов мира. После этого испытания стали проводиться значительно реже. Конечно, на Окинаве, много традиционных школ, которые вообще не участвуют ни в каких соревнованиях, ни в своих, ни в чужих. Это когда школа состоит из двух трёх последователей. Они предпочитают проверять себя просто в уличных драках, специально посещая такие места, где можно хорошо подраться, с сильными противниками. У нас, то же, появляются отдельные личности, которые не могут ждать, когда сама жизнь преподнесёт им, такую возможность и сами ходят в поисках проверки своей силы. Я, как Глава школы, против подобного рода испытаний, и считаю, что внутри школы, мы в состоянии провести объективное тестирование как внешней, так и внутренней силы бойца. Проблема оказывается только в том, что бы человек этим удовлетворился.
     Закрытая школа – это не значит тайная. Ученикам и мастерам разрешено участвовать в соревнованиях в других школах и направлениях боевых искусств. Необходимо только это делать, с ведома и с одобрения Главы школы. Закрытая, это значит, изучение поясов может проходить только последовательно, от самого младшего ученического уровня, до максимально большого мастерского уровня. Даже если приходит мастер какой-то другой школы, хорошо развитый физически, с хорошей координацией, способный быстро и правильно усваивать технику, он всё равно должен пройти все ученические пояса, пусть экстерном и за более короткий срок, но в объёме определённом Кантё. Так же, не запрещено переходить в другие школы и направления боевых искусств, для временных или постоянных занятий, но делать это надо, как предписывает кодекс Бусидо (законы боевых искусств), с разрешения Главы школы. Так же, даже внутри школьные соревнования, являются в ДоТанКай открытыми. Это значит, если кто-то знает правила проведения соревнований нашей школы, может заявиться и участвовать в них.
     Традиционная – это значит, методы тренировки, внутреннее устройство школы и правила поведения в ней, по своей сути находятся в восточном менталитете, в восточных ценностях и традициях. Слово традиция, с латыни переводится как передача, передаётся опыт, знания, умения, философия и мировоззрение. Традиционная – значит не спортивная. В спорте, все цели заключены в победе над внешним противником. Быть сильнее, кого-то, быть быстрее, техничнее и т.д.. В традиционной школе, цель, стать сильнее самого себя. Борьба внутри себя, со своими слабостями, как в физическом, психологическом, так и в нравственном смысле. Для традиционной школы, не важно, какой силой ты обладаешь сейчас и какой силой ты можешь обладать в будущем, главное, что ты стремишься стать сильнее, строго следуешь этикету ДоДзё и регулярно занимаешься. Надо сказать, что из-за того какая идея находится в голове занимающегося, такая у него и тренировка, и такие результаты он получает в конечном итоге. Если, боец держит в голове спортивный поединок, как цель своего тренинга, то он не будет тратить много времени на закалку боевых позиций, на отработку техники, которая находится за рамками соревновательных правил. Даже, настоящий у тебя удар или нет, волнует бойца только в той степени, в какой это даёт победу по этим правилам. Если для победы достаточно имитации атаки, то на этом внимание бойца и концентрируется. В традиционной школе, основная идея, это быть готовым к реальной схватке в жизни. Причем, ни каким образом не провоцируя эти конфликты. Отсюда и тренировка, и акценты в ней, а так же длительность занятий совершенно разная. Бойцы, занимающиеся в традиционной школе, всю жизнь, готовятся к настоящему смертельному бою, который возможно ни когда в их жизни и не произойдёт, а со смертью они столкнуться только в конце своей жизни. Поэтому, иногда подготовка в спортивной школе и в традиционной школе, похожи, как белое и чёрное. Как Инь и Ян, если говорить восточными образами. Поэтому не всегда, чемпион в каких-то соревнованиях, так же успешно справится в уличной драке, и наоборот, мастер БуДо в традиционной школе сможет успешно выступить в спортивных состязаниях, где правилами ограничены его возможности и техники, которые он тренировал всё это время. В нашей школе, тоже проходят ежегодные соревнования, и все недостатки спортивных состязаний у нас присутствуют тоже, их нельзя обойти, это неизбежная часть спорта. Но мы, ведём бои в нашей манере, и наши правила поединков, поддерживают именно нашу технику, которая рассчитана на применении её в жизни, а не на татами. Поэтому, конечно наши ученики в зависимости от своего уровня, могут участвовать в соревнованиях и в других направлениях боевых искусств. Так, например, с шестого кю и выше, наши бойцы могут участвовать в соревнованиях по правилам Кёкусинкай и им подобных. Сэмпаи, при определённой адаптации, могут выступать по правилам кикбокса, муай-тай и им подобных. А коричневые и чёрные пояса могут выступать и в боях смешанного стиля и в боях без правил. Но возможность спортивной карьеры, это всё-таки не главная цель в традиционной школе каратэ, надо понимать что, начиная серьёзно заниматься спортом не важно по каким правилам, ты лишаешь себя нашей техники и тактики. Так как, например, надев боксёрские перчатки, нечего даже думать, что у вас, что-то получится в их поединках, по их правилам, применяя нашу технику стиля Тигра. Придётся переучиваться и в защитах, и в атаках. Другой аспект традиционной школы заключается в идее совершенства. Для большинства это, в лучшем случае остаётся словами, а в худшем даёт причину чувствовать себя лучшим и совершенным, уже сейчас, без приложения каких-то усилий. Достижение совершенства в традиционной школе, начинается с осознания своего не совершенства и нахождения в себе сил бороться с этим, в стремлении к невозможному. Идеальность выполнения техники и ката, не допущения не одной ошибки ни в кумитэ, ни в жизни, отражается на проведении тренировок, на поведении мастеров и на особом духе традиционного БуДо. Тот, кто идёт этим путём, через двадцать, тридцать или сорок лет, напряжённых усилий, приближается к совершенной технике и жизни.
     Контактная – это значит, что способы тренировки техники и выработки навыков её применения, сама техника и тактика всех стилей, направлена на реальное применение в настоящем бою. Настоящий бой требует не только физической и технической подготовки, но и психологической подготовки, которая определяется в контактных боях на каждой тренировке, в соревнованиях и испытаниях боями по контактным правилам. Контактная – это значит, что практика в школе очень сильно напоминает настоящие уличные столкновения (не по форме конечно, а по сути), по последствиям психологического и физического характера. Постоянные травмы, закаляют тело и дух бойцов, а тот, кто пройдёт всю систему подготовки в нашей школе, приобретёт опыт и качества настоящего воина. Так же, контактность, определяет и духовность школы, и её нравственные ориентиры.
Адзари, V дан.

Категория: О Школе | Автор: Адзари
Просмотров: 1681 |


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]